Начальная школа: внеурочная деятельность.
В начальной школе внеурочная деятельность включает в себя следующие направления:
Спортивно-оздоровительное: «Школа здоровья»
Художественно-эстетическое: интегрированный курс - «Волшебные краски» и «Искусство и мы»
Образовательное: «Занимательная информатика», «Риторика».
Патриотическое: «Край родной».
Общественно-полезное: «Этика».
Проектное: «Театр», «Оригами».
Все внеурочные занятия ведут педагоги нашего образовательного учреждения.
«Этика»
Этическое воспитание предусматривает изучение законов нравственности, раскрытие содержания нравственных понятий, с местом эмоций в жизни человека.
Знание законов нравственности поможет ребёнку найти нужные слова, чтобы находить контакты со своими сверстниками, людьми старшего возраста.
Программа предполагает введение в активный словарь ребёнка достаточного количества этикетных стереотипов, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Освоение ребёнком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением правил культурного поведения. Большое значение в программе уделено игре, игровым упражнениям, ролевым заданиям и играм, ситуациям.
Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. А всё это благотворно повлияет на развитие характера ребёнка, его отношений с окружающими, поможет ему свободно и без страха войти в мир общения, свободно говорить, смеяться, двигаться, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения.
«Театр»
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Театр нами рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике. А сам ребенок, выступая в роли то актера, то музыканта, то художника, на практике узнает о том, что актер - это одновременно и творец, и материал, и инструмент.
«Занимательная информатика»
Современные Профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют высокие требования к интеллекту работников. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работников, занимают одну из лидирующих позиций на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природные сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни и современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей)
«Оригами»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного учреждения. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, художественная, музыкальная. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса и творческих способностей.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
«Риторика»
В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения.
Эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение - это общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана.
И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный человеческий дар – дар слова, чем раньше сделаем всё, чтобы, по выражению русского языковеда В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьёмся желаемых результатов.
«Край родной»
Воспитание патриота страны – одно из главных- условий национального возрождения.
Патриот – это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Понятие «патриотизма» предполагает освоение ребенком обязанностей по отношению к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, Родине.
Важно воспитать не стороннего наблюдателя, а действительного гражданина своей Родины.
С педагогической точки зрения патриот – личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
«Волшебный мир красок»
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из важнейших мест в содержании воспитательного процесса детей.
Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной личности.