Самое ценное, что есть у человека, — это жизнь, а самое ценное
в жизни—здоровье, за которое бороться всеми силами становится
не только актуально, но и экономически необходимо. Действительно,
здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия,
счастья, одно из условий успешного социального и экономического
развития любой страны. Уровень здоровья подрастающего поколения
необходимо рассматривать как один из главных, приоритетных
показателей развития современного общества.
В связи с этим в 2012 году был разработан проект «Здоровая
Школа», учитывающий контингент обучающихся в ОУ: в школе из
460 учащихся обучаются 31 ребенок с ограниченными возможностями
здоровья (дети-инвалиды, дети с задержкой психического развития,
дети с нарушениями интеллекта: с умственной отсталостью),
а так же дети из «неблагополучных» семей и семей, направленных
на лишение родительских прав, многодетных и малоимущих семей
и т.п.
Обеспечение условий доступности образования для детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Наличие нормативно-правового локального акта, регламентирующего
работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
2. Система обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ: во-первых,
используется модель инклюзии по типу полной экстернальной
интеграции (т.е. полное включение ребёнка в образовательный
процесс); во-вторых, используется вариант модели по типу интернальной
интеграции с элементами частичной комбинированной и временной
интеграции, где дети, не более 12 человек в классе обучаются
вместе в условиях общеобразовательной школы.
Инклюзия в данном варианте модели реализуется через единое
образовательное пространство, а также через проведение совместных
внеурочных мероприятий детей с нормой развития и детей с ограниченными
возможностями здоровья; в-третьих, используется технология
образования по индивидуальному учебному плану на базе школы
через проведение совместной внеурочной деятельности; в-четвертых,
технология надомного обучения (1 ученик в силу своего соматического
здоровья не может посещать учебное заведение и занимается
только в домашних условиях)
3. Формы организационной структуры,
ответственной за обеспечение доступности образования для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов: психолого-медико-педагогический консилиум.
Положение о порядке приема учащихся в МБОУ Покровская
СОШ № 2
Положение об организации обучения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья МБОУ Покровской СОШ № 2
Положение об организации индивидуального обучения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Покровской
СОШ № 2
Положение об организации специального (коррекционного)
обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (VIII
вид) МБОУ Покровская СОШ №2
Заявление на обучение детей с инвалидностью, с ограниченными
возможностями здоровья
Договор о предоставлении образовательных услуг детям
с ограниченными возможностями здоровья
Договор об оказании образовательных услуг детям с
ограниченными возможностями здоровья (инвалидность)
Договор об оказании образовательных услуг в форме обучения
на дому/в период пребывания в медицинской организации
Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Создана безбарьерная архитектурная среда
a) доступность прилегающей территории: установлены пандусы
b) доступность входных путей и путей перемещения внутри:
расширение дверных проемов, демонтаж дверных порогов
c) наличие специально-оборудованных санитарно-гигиенических
помещений: установлено оборудование в туалете
d) наличие специальных мест в классах, освещение рабочего
места с учетом нозологической формы заболевания
2. Наличие специалистов службы психолого-педагогического
сопровождения образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Педагог-психолог
b) социальный педагог
3. Формы психолого-педагогического сопровождения
образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
a) Диагностика: диагностика ВПФ, диагностика эмоцианально-волевой
сферы, используются опросники, тесты авторов А.А. Варга,
В.В. Столина, Г.Айзенка, Р.Кеттела, методический комплект
под редакцией Семаго, С.Д. Забрамой
b) коррекция и профилактика адаптационных нарушений: коррекционно-развивающие
занятия по программе Д.А Глазунова
c) индивидуальные консультации
d) индивидуальные учебные планы, индивидуальные программы
коррекционной работы
e) обеспечение учебно-методическими материалами в доступных
формах
f) контроль за графиком учебного процесса
4. Социальное сопровождение (социальная коррекция)
профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидов:
a) транспортная доставка к школе
b) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов
и детей с ОВЗ
c) организация досуга
d) участие в адаптированных спортивных состязаниях
e) летнего отдыха
f) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
g) взаимодействие с общественными организациями инвалидов
по вопросам социализации
5. Медицинское сопровождение и создание условий
для здоровьесбережения при получении образования детей с
ОВЗ и детей-инвалидов:
a) адаптация дисциплины "Физическая культура" для детей-инвалидов
различных нозологий
b) наличие медпункта
Обеспечение доступности образования для детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в МБОУ Покровской СОШ №2:
1. Техническое обеспечение образования для
обучающихся с ОВЗ:
a) использование мультимедийных средств, наличие орг-техники,
слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного
сканирования и др.
b) обеспечение возможности дистанционного обучения
2. Подготовка преподавателей ОУ к работе в
условиях обучения детей с ОВЗ
a) количество преподавателей, прошедших курсы повышения
квалификации по проблематике образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
3. Адаптация учебного процесса и основных образовательных
программ (ООП) ОУ для детей
a) наличие учебного плана адаптационного для детей-инвалидов
и детей с ОВЗ в ООП:
b) наличие учебных дисциплин адаптационного и коррекционного
направления для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ООП
4. Cоциализация детей с ограниченными возможностями
здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.
a) организация консультирования и сопровождения семей детей-инвалидов
и детей с ОВЗ
b) организация досуга
c) участие в адаптированных спортивных состязаниях
d) летнего отдыха
e) организация волонтерского движения в помощь детям-инвалидам
f) взаимодействие с общественными организациями инвалидов
по вопросам социализации